Вокабула
Вариант слова
Тип единицы
Период
Источник
Автор публикации
Аспект
Тема
- 29 results found
- Темы: минералогия, музыка
- (-) минералогия
- (-) музыка
- Сбросить фильтр
пищаль1
XI—XIV
Филиппов В.С. Музыкальные инструменты на Руси // Русская речь. 1969. № 3 , c. 88-90
"Само это слово в Древней Руси обозначало, во-первых, деревянные инструменты вообще, и, во-вторых, пищалью называли духовой инструмент вроде дудочки, свирели. В «Очерках по истории музыки в России» их автор Финдейзен пишет: «Мы встречаем названия: пищаль, свирель, сопель... и, по толкованию некоторых исследователей, все они отвечают понятию флейты-пана, т.е. многоствольной флейты». "
с. 89симфония
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.
с. 184ритм
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.
с. 184в ритме танго
XIX—XXI
Сегал Н.А., Щурик О.П. «Политическое танго» (Метафоризация образов народных танцев в политических текстах) // Русская речь. 2018. № 1 , c. 48-56
"Танго считается экспрессивным танцем. Синтагма «в ритме танго» обозначает быструю смену событий или ускоренную реакцию"
с. 51гамма
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.
с. 184янтарь
Добродомов И.Г. Янтарь // Русская речь. 1971. № 4 , c. 138-142
балтийское заимствование: "В современном литовском янтарь именуется giñtaras или gintāras, в диалектах известна и форма gentāras, а в старых литовских словарях, составленных немцами, отмечалась также форма jentaras, которая ближе всего подходит к древнерусскому ентарь"
с. 138Ларин Б.А. О слове янтарь // Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. М., 1977 , c. 73-82
"венгерский язык мог быть посредником в передаче этого наименования балтийцам, а балтийцы передали его русским (северным русским племенам).
Если принять во внимание существование янтарного промысла на берегах Прибалтики и Беломорья еще в ту эпоху, когда ни о балтах, ни о славянах речи быть не могло, то надо предположить происхождение этого наименования из языка племен, заселявших эти края за тысячелетие или больше до появления славян новгородских и псковских, а также летьголы, латыголы, зимеголы, корей и прочих балтийских племен IX—XI вв."
XV—XVII
Ларин Б.А. О слове янтарь // Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. М., 1977 , c. 73-82
"Первая документация в грамоте 1551 г. из собр. П.М. Строева совпадает с указанием И.И. Срезневского"; "Русские средневековые материалы свидетельствуют о том, что первоначальная форма слова ентарь лишь во второй половине XVII в. книжниками была «гипернормализована» в янтарь так же, как старое ендова (из лит. indaujà) в яндова в силу того, что древнее я в неударяемом слоге произносилось как е, и написание этимологически неясного слова было «выправлено» книжниками по соотношению: произносим ейцо, ечмень — писать надо яйцо, ячмень"
с. 73-74оркестр
Филиппов В.С. Оркестр, оратория, кантата // Русская речь. 1975. № 1 , c. 81-84
"В Этимологическом словаре А. Г. Преображенского говорится, что слово оркестр в русском языке — заимствование из западноевропейских языков; М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» полагает, что заимствование слова оркестр произошло через немецкое orchester в XVIII веке. Слово оркестр впервые зафиксировано в Словаре Нордстета в 1782 году"
с. 81-82