Вокабула
Вариант слова
Автор публикации
бог-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
тур-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
жар-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
яр-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
жи(в)-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
-род-
Шеппинг Д.О. Опыт о значении рода и рожаницы // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 9. М., 1851. Отд. 1 , c. 25-36
этимология
XVIII
Соколов А.И. К истории композитов с постпозитивными элементами -твор- и -род- в русской химической терминологии XVIII – первой четверти XIX века // Славянская историческая лексикология и лексикография: сб. научных трудов. Вып. 1 / Институт лингвистических исследований РАН / Ред. Е.В. Генералова, В.Н. Калиновская, И.А. Малышева, М.Н. Приемышева. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2018. , c. 85-99
-жды
Шафарик П.Й. Филологический разбор числительных имен (Перевод с чешского В. Макушева) // Сборник, издаваемый студентами Императорского Петербургского ун-та. Вып. 2. СПб., 1860 , c. 172-212
 См.  с. 206
этимология
Шапир М.М. Заметки о происхождении некоторых слов в языке // Филологические записки, 1871, вып. VI , c. 1-8 (2 паг.)
этимология
XI—XIV
Крысько В.Б. К происхождению и истории мультипликативных наречий на -жды // Крысько В.Б. Очерки по истории русского языка. М.: Гнозис, 2007 , c. 148-176

"уже в ХІ-ХII вв. восточнославянские памятники демонстрируют пять типов мультипликативных наречий со вторым элементом -шьд- + гласная, а именно -шьды, -шьда, -шьдъ, -шьдоу и -шьди. Наиболее обычен тип -шьды, засвидетельствованный сотнями употреблений начиная с Остромирова евангелия"

 с. 150-151

"формы на -шьды действительно можно расценить как
застывшие южнославянские образования part. praes. act, а встречающиеся в древнерусских текстах формы на -шьда — как восточнославянизмы"

 с. 165
этимология

"формант -шьдъ, зафиксированный в берестяной грамоте
№ 752 и более поздних русско-церковнославянских текстах, предстает
как регулярное действительное причастие прош. вр. (шьдъ)."

 с. 166
этимология
шьды шьда шьдъ
-щи
Шафарик П.Й. Филологический разбор числительных имен (Перевод с чешского В. Макушева) // Сборник, издаваемый студентами Императорского Петербургского ун-та. Вып. 2. СПб., 1860 , c. 172-212

В наречиях дващи, трищи

 с. 206
этимология
-пек-
Чертков А.Д. Фракийские племена, жившие в Малой Азии // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 13. М., 1852. Отд. 1 , c. 1-140

Рассуждение об этимологии русских и сербских слов, имеющих в корне элемент -пек-

 с. 89-90
этимология
-ище
XI—XIV
Самоквасов Д.Я. Историческое значение городищ // Труды III Археологического съезда. 1874. Т. I. Киев, 1878 , c. 225-235

"По наружной конструкции слово городище соответствует словам: монастырище, селище и дворище. Въ самых древних, из дошедших до нас, памятниках слова: город, монастырь, село и двор выражают собою различные роды народных поселений; те же слова, с изменением окончания на ище, означают оставленные места различных родов народных поселений, нежилые, запустевшие. Монастырище означает место, па котором некогда стоял монастырь; селище означает место, на котором прежде было село; дворище означает место, где был двор, соответственно тому городище должно означать место бывшего города."

 с. 227
семантическая эволюция
XV—XVII
Срезневский И.И. Русские калики древнего времени // Записк Академии наук. Т. I, кн. II. СПб., 1862 , c. 186-210

"Обычай придавать ище к имени и к званию довольно древен чтобы привести хоть какой-нибудь пример, можно сослаться на послание знаменитого Белозерского игумена Кирилла к в. к. Василию Дмитриевичу, писанное около 1400 года"

 с. 195
появление в языке