Вокабула
Вариант слова
Автор публикации
амшкуры
XV—XVII
Богатырев А.В. "Амшкуры" - музыкальный термин XVII в.? // Русский язык: исторические судьбы и современность. VI Международный конгресс исследователей русского языка: труды и материалы. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019 , c. 167-168
музыка

результат описки

 с. 167
гапакс
пищаль1
‘музыкальный инструмент’
XI—XIV
Филиппов В.С. Музыкальные инструменты на Руси // Русская речь. 1969. № 3 , c. 88-90
музыка

"Само это слово в Древней Руси обозначало, во-первых, деревянные инструменты вообще, и, во-вторых, пищалью называли духовой инструмент вроде дудочки, свирели. В «Очерках по истории музыки в России» их автор Финдейзен пишет: «Мы встречаем названия: пищаль, свирель, сопель... и, по толкованию некоторых исследователей, все они отвечают понятию флейты-пана, т.е. многоствольной флейты». "

 с. 89
симфония
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
музыка

использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.

 с. 184
переносное значение
ритм
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
музыка

использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.

 с. 184
переносное значение

в ритме танго
XIX—XXI
Сегал Н.А., Щурик О.П. «Политическое танго» (Метафоризация образов народных танцев в политических текстах) // Русская речь. 2018. № 1 , c. 48-56
искусство

"Танго считается экспрессивным танцем. Синтагма «в ритме танго» обо­значает быструю смену событий или ускоренную реакцию"

 с. 51
переносное значение
гамма
XIX—XXI
Грановская Л.М. Развитие лексики русского литературного языка в 70-е годы XIX – начале XX в. // Лексика русского литературного языка XIX – начала XX века. Отв. ред. Ф.П. Филин. М., 1981 , c. 183-318
музыка

использовалось в переносном значении уже в демократической печати конца XIX в.

 с. 184
переносное значение
битл
XIX—XXI
Брагина А.А. Жуки-битлзы // Русская речь. 1967. № 3 , c. 74-78
музыка

"В слове битл (битлс или битлз) намечаются два значения: 'участник квартета' и 'песня битлов'."

 с. 77
семантическая эволюция
пост-битлы
XIX—XXI
Брагина А.А. Жуки-битлзы // Русская речь. 1967. № 3 , c. 74-78
музыка

"Недавно на основе слова битлы возникло новое наименование пост-битлы"

 с. 78
появление в языке
битлы
XIX—XXI
Брагина А.А. Жуки-битлзы // Русская речь. 1967. № 3 , c. 74-78
музыка

"По-английски битлз — beatles [bi:tlz] — омофон, т. е. имеет одинаковое звучание со словом beetles i[bi:tlz] 'жуки'."

 с. 76
этимология
битлз битлзы битлис биттлзы биттлсы
оркестр
Филиппов В.С. Оркестр, оратория, кантата // Русская речь. 1975. № 1 , c. 81-84
музыка

"В Этимологическом словаре А. Г. Преображенского говорится, что слово оркестр в русском языке — заимствование из западноевропейских языков; М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» полагает, что заимствование слова оркестр произошло через немецкое orchester в XVIII веке. Слово оркестр впервые зафиксировано в Словаре Нордстета в 1782 году"

 с. 81-82
появление в языке
оратория
Филиппов В.С. Оркестр, оратория, кантата // Русская речь. 1975. № 1 , c. 81-84
музыка

"Слово оратория (латинское oratorium, итальянское oratoria) восходит к латинскому ото 'говорю; молю."

 с. 82
этимология