Вокабула
Вариант слова
Тип единицы
Период
Источник
Автор публикации
Аспект
Тема
- 14 results found
- Указатель: Указатель 1954
- Темы: церковь
- (-) церковь
- (-) Указатель 1954
- Сбросить фильтр
бесермянин
Скуридин М. О словенах и Руси // Телескоп, 1834, ч. XXI, № 24 , c. 483-498 ⓘ
Этимология слов князь, бесурман, а также некоторых племенных названий и собственных имен. Критика мнения О. Сенковского о происхождении этих слов
Гарелин Я.П. Спасо-Евфимиевский монастырь в г. Суздале и десять найденных в нем знамен в 1839 г. // Владимирские губернские ведомости, 1869, № 28. Часть неофиц. , c. 1-4 ⓘ
Мнение о происхождении слова бесермяне (испорченное мусульмане)
XI—XIV
Мелиоранский П.М. Заимствованные восточные слова в русской письменности домонгольского времени // Известия Отделения русского языка и словесности Имп. АН. 1905, т. X, кн. 4 , c. 109-134
"Въ виду того, что спеціалисты по русскому языку ... рѣшительно отвергаютъ вѣроятность перехода м || б въ началѣ этого слова на русской почвѣ, надо думать, что русскіе получили его уже въ готовомъ видѣ отъ какого-нибудь «бэ-кавшаго» турецкаго діалекта"; "Въ команскомъ (половецкомъ) діалектѣ, изъ котораго «бесурменинъ» вѣроятно попало въ Ипатскую лѣтопись, «бэканье» также было довольно распространено... Другой діалектъ, изъ котораго «бесурменинъ» могъ попасть въ древне - русскій языкъ, есть діалектъ волжскихъ болгаръ"
с. 114-115базилика
Герц К.К. Протоколы заседаний Московского археологического общества // Владимирские губернские ведомости. 1865, № 12, Часть неофиц. , c. 67-68 ⓘ
В сообщении о заседаниях Общества 19 января и 5 февраля 1865 г.- краткое изложение содержания доклада К.К. Герца, посвященного исследованию значения и происхождения слова
конклав
Обряды при похоронах и при избрании папы // Виленский вестник. 1846, № 47 , c. 375-378 ⓘ
лития
Сухомлинов М.И. История Российской Академии. Вып. I // Сборник Отделения русского языка и словесности. T. XI, № 2. СПб., 1874 , c. 1-427 ⓘ
Ряд замечаний членов Российской Академии, составителей Словаря Академии Российской и отдельных лиц (Е.Р. Дашковой, митроп. Гавриила, И.И. Красовского, С.К. Котельникова, Т.С. Малыгина, И.Н. Болтина, И.Ф. Богдановича, М.М. Щербатова, Н.П. Соколова, Нартова, Янковича де-Мириево, Захарова, А.И. Мусина-Пушкина, Д.И. Хвостова, П.И. Челищева и др.) относительно этимологии, значений и употребления
с. 132-134семик
Семик // Московские ведомости, 1838, № 41 , c. 329-330 ⓘ
Виноградов А.Н. Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также - курганах и надписях, по Весьегонскому уезду Тверской губернии // Известия Русского археологического общества. Т. IX, вып. 1. СПб. 1877 , c. 71-83 ⓘ
звон
Оболенский И. Употребление при церквах колоколов и их происхождение // Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1878, № 13 , c. 18-20 ⓘ
Толкование значения слова звон как специального церковного термина
камилавка
Невоструев К.И. О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в древней греческой и русской церкви // Киевские епархиальные ведомости, 1868, № 4, отд. II , c. 145-155 ⓘ
скуфья
Невоструев К.И. О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в древней греческой и русской церкви // Киевские епархиальные ведомости, 1868, № 4, отд. II , c. 145-155 ⓘ
поп
XI—XIV
Пичхадзе А.А. О функционировании древнерусской церковной книжной и обиходной терминологии // Русский язык в научном освещении. 2018. № 2 (36) , c. 68-86
"Термин свѧще(нь)никъ в древнерусский период еще редок, он употребляется только в церковно-славянских текстах и у русских иерархов, но в епитимейно-канонических подборках, летописях, берестяных грамотах не встречается. В роли основных синонимов-конкурентов, обозначающих христианского священника, в древнейших славянских текстах выступают грецизм прозвѹтеръ(презвѹтеръ) и германское заимствование попъ, усвоенное в Моравии от немецких проповедников"
с. 76"Преобладание термина попъ в берестяных грамотах, летописях, записях писцов и древнерусских подборках церковных правил свидетельствует о его принадлежности обиходному узусу"
с. 78