Вокабула
Автор публикации
пост-битлы
XIX—XXI
Брагина А.А. Жуки-битлзы // Русская речь. 1967. № 3 , c. 74-78
музыка

"Недавно на основе слова битлы возникло новое наименование пост-битлы"

 с. 78
появление в языке
оркестр
Филиппов В.С. Оркестр, оратория, кантата // Русская речь. 1975. № 1 , c. 81-84
музыка

"В Этимологическом словаре А. Г. Преображенского говорится, что слово оркестр в русском языке — заимствование из западноевропейских языков; М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» полагает, что заимствование слова оркестр произошло через немецкое orchester в XVIII веке. Слово оркестр впервые зафиксировано в Словаре Нордстета в 1782 году"

 с. 81-82
появление в языке
марсельеза
Происхождение "марсельезы" // Северная пчела, 1864, № 27 , c. 94
музыка
этимология
XIX—XXI
Селищев А.М. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926). М., 1928

"Много заимствований введено было уже в 90-х и в начале 900-х гг. и широко распространилось в 1905—1906 гг.: аграрный, аграрник — «осужденный за участие в аграрных беспорядках», баррикады, бастовать, забастовка, бойкот, бойкотировать, демонстрация, директивы (даваемые партийными центрами), дискуссия, интернационал (организация, гимн), кампания (избирательная и др.), курия (избирательная — при выборе в Государственную Думу), мандат, манифестация, марксизм, марсельеза, митинг, партия (политическая), петиция, провокатор, прокламация, пролетариат, пропаганда (политическая), социализм, социалист, социаль-демократия или социал-демократия, социаль-демократ или социал-демократ, социал-революционер, фракция, экспроприация и др."

 с. 28
активизация появление в языке
в темпе вальса
XIX—XXI
Вознесенская М.М. О внутренней форме выражения в темпе вальса // Русская речь. 2017. № 5 , c. 122-126
музыка

"По данным НКРЯ выражение в этом значении достаточно новое, основные контексты употребления относятся к концу XX – началу XXI века"

 с. 123
появление в языке

"Представляется, что именно эта устойчивая корреляция между счетом в пределах начала счетного ряда и быстротой является мотивирующей основой значения фразеологизма в темпе вальса. Процесс мотивации может быть представлен цепочкой метонимических переосмыслений (замен): вальс (название танца) вместо раз-два-три (счет при исполнении вальса); раз-два-три (начало счетного ряда) вместо быстро (время, за которое можно досчитать до трех"

 с. 125
семантическая эволюция
си
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Си (нота) // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 171-172
ля
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Ре-ми-фа-соль-ля // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 161-163
соль
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Ре-ми-фа-соль-ля // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 161-163
фа
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Ре-ми-фа-соль-ля // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 161-163
ре
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Ре-ми-фа-соль-ля // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 161-163
ми
‘нота’
Происхождение гаммы // Северная пчела, 1838, № 244 , c. 973
музыка
появление в языке этимология
Корнилаева И.А. Ре-ми-фа-соль-ля // Из истории русских слов. 2-е изд., испр. и доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2020 , c. 161-163