кислые щи
‘напиток’
XV—XVII
Шунейко А.А. Когда родился профессор кислых щей // Русская речь. 2018. № 3 , c. 116-122
кулинария

"напиток кислые щи были известен на Руси издревле, как
минимум с XVI века"

 с. 119
появление в языке
кислошчи
XIX—XXI
Этерлей Е.Н. "...Напеня кружку кислых щей". Куриная уха // Русская речь. 1969. № 5 , c. 84-87

"Таких кислых щей можно немало найти в русской лите­ратуре: «...Крепости лопали, как бутылки с кислыми щами» (Марлинский. Испытание); «Что за несносное создание! Всегда закипает и шипит, ни дать ни взять бутылка дряных кислых щей» (Тургенев. Новь); «Там играла музыка, продавали водку... кислые щи, которые пили преимущест­венно девицы» (Решетников. Глумовы); «...И опять стал есть [Тихон Ильич] колбасу и подрукавный [из второсортной муки.— Е. Э.\ хлеб, пить чай, сы­рую воду, кислые щи — и все никак не мог утолить жажды» (Бунин. Де­ревня). А вот и разгадка: «...Кислые щи — напиток, который так газирован, что ею приходилось закупоривать в шампанки, а то всякую бутылку разорвет» (Гиляровский. Москва и москвичи). До недавнею времени кислыми щами назывался шипучий напиток, особого рода квас, приготовлявшийся обычно из пшеничной муки."

 с. 85-86
после дождичка в четверг
Семь пятниц на неделе // Русский язык в школе. 1967. № 2 , c. 78, 119
мифология

"Выражение после дождичка в четверг в этимологическом отношении представляет собой, как полагают, формулу недоверия к Перуну, славянскому языческому богу грома, днем которого был четверг: поскольку молитвы, обращенные к Перуну о дожде, не достигали цели, то о том, чего не будет, стали говорить, что это будет — после дождичка в четверг"

 с. 119
этимология