Вокабула
Тип единицы
Период
Источник
Автор публикации
Аспект
Тема
- 5 results found
- Темы: зоология, музыка
- Аспект: семантическая эволюция
- (-) семантическая эволюция
- (-) зоология
- (-) музыка
- Сбросить фильтр
в темпе вальса
XIX—XXI
Вознесенская М.М. О внутренней форме выражения в темпе вальса // Русская речь. 2017. № 5 , c. 122-126
"По данным НКРЯ выражение в этом значении достаточно новое, основные контексты употребления относятся к концу XX – началу XXI века"
с. 123"Представляется, что именно эта устойчивая корреляция между счетом в пределах начала счетного ряда и быстротой является мотивирующей основой значения фразеологизма в темпе вальса. Процесс мотивации может быть представлен цепочкой метонимических переосмыслений (замен): вальс (название танца) вместо раз-два-три (счет при исполнении вальса); раз-два-три (начало счетного ряда) вместо быстро (время, за которое можно досчитать до трех"
с. 125скрипка
Справочное место русского слова. Четыреста поправок. Спб. В тип. Н. Греча, 1839, в 16, X и 112 стр. (рец.) // Сын отечества, 1839, т. XII, дек., отд. IV , c. 134-138 ⓘ
Критика содержащихся в книге замечаний о происхождении, значениях и современном употреблении слов бечева, вдохновлять, вертляность, невежа, невежда, неувядаемый, пожалуйте, скрипка
с. 136-138гусеница
XIX—XXI
Тимохина Е.А., Добрушина Н.Р. Червяк // Два века в двадцати словах / отв. ред. Н.Р. Добрушина, М.А. Даниэль. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 , c. 430-448
"гусеница приобрела техническое значение много раньше, чем червяк. Уже на рубеже XIX–XX веков гусеницей начали называть части военных машин"
с. 447червяк
XIX—XXI
Тимохина Е.А., Добрушина Н.Р. Червяк // Два века в двадцати словах / отв. ред. Н.Р. Добрушина, М.А. Даниэль. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 , c. 430-448
"история слова червяк включает в себя два относительно самостоятельных сюжета. Первый, так сказать, биологический: о том, каким увидело маленькую извивающуюся тварь бытовое и научное сознание эпохи. Второй — метафорический, с которым связали червяка религия, философия и литература"
с. 432