яр
Буслаев Ф.И. (рец.) Русские достопамятности, издаваемые имп. Обществом истории и древностей российских. Часть третья, содержащая в себе "Слово о полку Игореве", объясненное по древним письменным памятникам магистром Д. Дубенским. Москва, 1844, LX и 316 стр. // Москвитянин, 1845, ч. I, № 1, Критика , c. 29-40

Критические замечания по поводу предлагаемых Дубенским толкований значений и этимологии слов рокотати, полк, сон, тур, шеломя, яр, стабзя, давечя, труд, клюка

 с. 38-40
этимология
Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуре слова (яр - юр - буй) // Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. М., 1977 , c. 89-100

"Слово яръ ... сперва обозначает природные явления, безотносительно к человеку: 'весна, лето, зной’, потом 'время полевых работ (пахоты, сева)’ и далее более отвлеченное понятие 'год’. Как прилагательное: 'весенний -> родившийся в начале лета, годовалый’.
На втором этапе существительное яръ обогащается значением 'любовный пыл, страсть’, а прилагательное: 'молодой -> полный сил -> порывистый, страстный’, т. е. и здесь переход к обозначению свойств человека.
На третьем этапе — в преломлении через христианскую идеологию — существительное яръ обозначает 'гнев, ярость (греховную страсть)’, а прилагательное яръ — 'похотливый, гневный, заносчивый, жестокий’, т. е. приобретает отрицательный морально-оценочный характер, что тоже привело к его устранению и заменам в литературном языке. В народных же говорах прилагательное ярый сохранилось именно потому, что не получило отрицательного значения"

 с. 94
в качестве производящего семантическая эволюция
яръ