философ
XI—XIV
Гранстрем Е.Э. Почему Климента Смолятича называли «философом» // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXV. Л., 1970 , c. 20-28

"существует другая группа лиц, получивших прозвание философа по окончании высшей школы в Константинополе; но этот оттенок интересующего нас слова в славянской и русской письменности был неизвестен, а потому эпитет «философ» в применении и к этим лицам стал восприниматься только в значении мудреца, ученого человека. Таков прежде всего первоучитель славян Кирилл Философ, о котором положительно известно, что он учился в Магнаврской школе. Но имя Кирилла Философа благодаря его подвигу — изобретению славянской азбуки — было столь чтимо, окружено таким благоговением, что чисто внешнее условие, по которому ему это прозвание было усвоено, оказалось забытым; слово «философ» было понято только в смысле мудрец, любитель мудрости, ученый человек"

 с. 26
семантическая эволюция
Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001

"термин «философ» понимался на Руси весьма полисемантично: от возвышенного до уничижительного, от языческого до христианского, от расширительного до уточняющего смысловые оттенки"

 с. 21
семантическая эволюция
Пичхадзе А.А. О функционировании греческих книжных заимствований в древнерусском языке // Русский язык в научном освещении. 2007. № 1 (13) , c. 73-84

"В древнерусских памятниках часто употребляются грецизмы философъ и философиꙗ, известные уже старославянскому языку"

 с. 78
появление в языке
философъ