отечество
Соловьев С.М. Ответ г-м Погодину и M-му на их отзывы о моих сочинениях, помещенные в № 1-м "Москвитянина" за 1847 г. // Московские ведомости, 1847, № 85 , c. 658-660
 См.  с. 659
появление в языке
Погодин М.П. Любословные заметки // Русский, 1868, № 64 , c. 3
этимология
XVIII
Бельчиков Ю.А. Слова отечество и патриотизм в публицистике 40-х годов XIX века // Очерки по стилистике русского языка. Под ред. проф. К.И. Былинского. М., 1959

«Слово отечество уже в конце XVIII века выступало в „общественно-политическом“ значении и было связано преимущественно с выражением одного из понятий, присущих идеологии передовых кругов русского общества того времени. Об этом свидетельствует уже одно то, что слово отечество наряду со словами гражданин, общество было запрещено в 1797 году специальным распоряжением правительства.»

 с. 105-111
семантическая эволюция
XIX—XXI
Н.М. Литературные и журнальные заметки // Отечественные записки, 1872, т. CCIV, окт., отд. II , c. 308-324

Рассуждение об изменении значений слов отечество и патриотизм в связи с изменением жизни русского общества в XIX в.

 с. 308-316
семантическая эволюция

дым отечества
XVIII
Петрова З.М. Дым отечества // Русская речь. 1968. № 6 , c. 82-84

"Выражение о дыме отечества в русском языке появляется, по-видимому, уже в 70-е годы XVIII века. Именно в эти годы в России заметно усиливается интерес к античности и в особенности к Гомеру. ... Одним из ранних предшественников Грибоедова, употребивших сходное выражение [и дым отечества приятен], был ныне забытый русский поэт XVIII века Ф.Я. Козельский. В стихотворении «Размышление о любви отечества» (1778) ... он ссылается на некоего «творца» (так в XVIII веке называли писателя, поэта, автора вообще), не называя его имени. Можно предположить, что поэт имеет в виду великого Гомера."

 с. 83
появление в языке

"О широком распространении в русской литературе XVIII — начала XIX веков этого крылатого выражения и о его возможном источнике свидетельствует еще один из ранних примеров его употребления. Известный русский поэт В.В. Капнист, превосходный знаток древнегреческой литературы, в предисловии к неизданному сборнику своих статей, посвященных гипотезе о происхождении славян от гиперборейцев (народа, упоминаемого в античной мифологии), приводит слова «И дым отечества приятен», прямо ссылаясь на Гомера."; "Не раз обращался к этому выражению и Г.Р. Державин. В стихотворении «Арфа» (1798) слова о сладости дыма отечества почти полностью совпадают с грибоедовскими"; "Отзвуки державинской «Арфы» мы встречаем у К.Н. Батюшкова в «Послании к Муравьеву-Апостолу» (1816)"

 с. 83-84
активизация
Васильев Н.Л., Жаткин Д.Н. Метафора дым отечества в прошлом и настоящем: литературные истоки, семантика, речевые функции // Русская речь. 2019. № 3 , c. 60-72

"Впервые эта крылатая фраза встречается в нравоучительном «размышлении» поэта-классициста, выходца из Малороссии, Ф.Я. Козельского «О любви отечества» (1772)"

 с. 63
первая фиксация в языке
XIX—XXI
Петрова З.М. Дым отечества // Русская речь. 1968. № 6 , c. 82-84

"Непрерывность традиции, устойчивое бытование крылатых слов о дыме отечества в русском языке с 70-х годов XVIII века вплоть до Грибоедова очевидны. Но со времени создания комедии «Горе от ума» они, облеченные в знаменитый грибоедовский стих, получили широкую известность и стали употребляться как пословица."; "С 60-х годов XIX века традиция употребления этого выражения до Грибоедова была забыта. Грибоедовский стих «И дым отечества нам сладок и приятен» стал единственной формой существования старинного крылатого выражения."

 с. 84
Васильев Н.Л., Жаткин Д.Н. Метафора дым отечества в прошлом и настоящем: литературные истоки, семантика, речевые функции // Русская речь. 2019. № 3 , c. 60-72

"В статье рассматривается история бытования в русской речи международного латинизированного крылатого выражения Et fumus Patriae dulcis ‘И дым Отечества сладок’, концентрированно выразившегося в разных идейно-эстетических и структурных вариациях в метафоре-перифразе дым отечества... Анализируются смысловые подтексты ее ввода в речевые высказывания, художественные, идеологические, пародийно-комические функции и каламбурно-трансформационные приемы употребления в произведениях разных авторов"

 с. 60
семантическая эволюция