интеллигент
XIX—XXI
Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30–90-е годы XIX века. Москва; Ленинград, 1965 ⓘ
«Слова интеллигенция, интеллигент, интеллигентный распространяются в употреблении с 60-х гг.» (они еще не встречаются ни у Чернышевского, ни у Добролюбова, ни у Писарева). «Появление нового термина к концу 60-х гг. стоит в самом непосредственном отношении к процессу активного формирования в это время интеллигенции как особой деятельной социальной прослойки» (поэтому слова интеллигент и интеллигенция не являлись синонимами бытовавших выражений мыслящий человек, мыслящие люди, мыслящая часть общества). Слова интеллигенция и интеллигент получили общественно-политический собирательный смысл. Этому предшествовало употребление слова
интеллигенция в качестве отвлеченного существительного (Толль, 1866: «мыслительная сила, степень мыслительной силы»). «Очень скоро новое осмысление слова интеллигенция становится господствующим.» Возникают сочетания интеллигенция разночинная, дворянская, провинциальная, русская и под. «Прилагательное интеллигентный в таких сочетаниях, как интеллигентные люди, интеллигентное общество и т.п., начало несколько ранее, чем произошла указанная эволюция со словом интеллигенция, применяться к кругу лиц.» Путем «сжимания» этих сочетаний «и является в начале 70-х гг. существительное интеллигент»
Бельчиков Ю.А. Из истории лексики русского языка советской эпохи // Русский язык в национальной школе. 1967. № 1 ⓘ
«В слове интеллигент в начале XX в. складывается [дополнительное] значение „человек, социальное поведение которого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями“.» «С ростом советской интеллигенции, вышедшей из рабочих и крестьян, постепенно изменяется и экспрессия слов интеллигент и интеллигенция. Стало возможным (примерно с 30-х годов) соединить слово интеллигенция с такими прилагательными, как советский, народный, трудовой. К концу 40-х годов перестают быть актуальными слова интеллигентщина и интеллигентство, употребление слова интеллигент с отрицательной экспрессивной окраской.»
с. 13-14