натура
XVIII
Смирнова Е.Е. История заимствования темперамент в русском языке XVIII века // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. 2009. Т. V. Ч. 3. , c. 221-229
"В русском языке XVIII в. понятие ‘темперамент’ обозначалось ... с помощью слов природа и натура. ... Эти слова имели сходную семантическую структуру и оба среди прочих имели значение «основные существенные свойства человека, присущие ему от рождения», на основе которого и развилось значение «темперамент». Обозначая понятие ‘темперамент’,
эти слова акцентировали внимание на идее его врожденности".
с. 227
калькирование
семантическая эволюция
XIX—XXI
Бельчиков Ю.А. Интернациональная терминология в русском языке. М., 1959 ⓘ
Для обозначения человеческих качеств слово используется с конца XVIII в. (Карамзин). В первой половине XIX в. значение слова натура — «свойства человека, его характер, темперамент» — выступает вполне определенно. Прежнее значение слова постепенно становится архаичным (особенно к концу XIX в.)
с. 57-59
семантическая эволюция
набожный
Виноградов В.В. Историко-этимологические заметки // Этимология. 1965. Материалы и исследования по индоевропейским и другим языкам. М., 1967 , c. 161-176 ⓘ
«Слова набожность, набожный, несмотря на их смысловую связь с религиозным культом, его мифологией и идеологией, не отмечены в языке средневековой письменности. Они появились в русском литературном языке не ранее конца XVII в.» «Значение слов набожный, набожность не подверглось существенным изменениям на протяжении двух с половиной веков.»
с. 166
наговорить сорок бочек арестантов
Мокиенко В.М. Сорок бочек арестантов // Русская речь. 1973. № 2 , c. 149-154
"...большинство русских знает, что это выражение означает то же, что и сочетание «Наговорить с три короба» (очень много нарассказывать) <...> «Наговорить сорок бочек арестантов», следовательно, первоначально означало ‘нарассказывать всяких небылиц о якобы огромном улове'. Такими рассказами, как известно, рыбаки и славятся".
с. 149, 153
переносное значение
на линейке готовности
XIX—XXI
Соловьев Н.В. Об одном газетном штампе // Русская речь. 1973. № 2 , c. 85-86
"В 60-х годах [XX в.] проводились смотры подготовленной к севу техники, и, выведенная на показ смотровым комиссиям, она выстраивалась в линейку. Такой строй машин, готовых к выполнению сельскохозяйственных работ, и получил название линейка готовности".
с. 85
переносное значение
появление в языке
"[В 1970-х годах] вместо того, чтобы не мудрствуя лукаво, написать: «отремонтировано столько-то тракторов», «готово к севу столько-то машин», журналисты стали пользоваться оборотом поставить на линейку готовности".
с. 86
наказание
Лавровский П.А. Замечания об особенностях словообразования и значения слов в древнем русском языке // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. II, вып. 9. СПб., 1853 , c. 273-291 ⓘ
семантическая эволюция
Чурмаева Н.В. Всегда ли наказание было "наказанием"? // Русская речь. 1972. № 3 , c. 101-106
"На протяжении XVI века, насколько можно судить по памятникам письменности, наказание в значении 'учение, наставление’ почти перестает употребляться, однако не исчезает совершенно. Следы его сохраняются и теперь. Один из них тесно связан со значением наказать 'научить: сказать, как поступить, что сделать’ «Мать наказала никуда не отлучаться». Другой — в самой сути, смысле наказания: перестав быть учением, наказание в отличие от кары должно иметь своей целью все то же учение —в его самом широком понимании".
с. 106
XI—XIV
Чурмаева Н.В. Всегда ли наказание было "наказанием"? // Русская речь. 1972. № 3 , c. 101-106
"Оно [наказание] означало 'учение, наставление, вразумление' и достигалось не «мерами воздействия», а прежде всего, как можно судить по значению корня, 'оказыванием’ (говорением, наставлением) и 'показом’, примером со стороны того, кто наказывал".
с. 102
этимология
"Общий смысл его [наказание] —'научение, назидание, воспитание’, независимо от того, достигалось оно тихой беседой или жестоким наказанием. Смысл был в самом результате, а не в средствах".
с. 106
"Древнерусское слово наказание имело самый широкий смысл. Это не было только обучение какому-либо ремеслу, делу. Сюда входила и общая образованность, и правила по ведения...".
с. 104
XIX—XXI
Pagination
- Page 1
- Next page